МОУ СОШ №2 им. М.К. Аммосова

МОУ СОШ №2 им. М.К. Аммосова

Мои разработки

Библиотечный урок: «Русской речи государь по прозванию Словарь!» для обучающихся 5 класса.

Составитель:
Кучер Марина Владимировна; заведующая библиотекой; стаж работы в данной должности 18 лет; Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри.

Пояснительная записка:

Цель урока: сформировать умение быстро и умело пользоваться словарями для решения познавательных задач.

Задачи:
1.         Создать условия, при которых пятиклассники:
  • получат возможность для закрепления знаний о словарях,
  • познакомятся с лингвистическими словарями и будут учиться пользоваться толковым, словообразовательным, орфографическим, омонимов, синонимов, антонимов,  фразеологическим, этимологическим, орфоэпическим словарями и словарем   иностранных слов.
2.    Создать условия для развития у обучающихся универсальных учебных действий:
·        навыков разного вида чтения,
·        способность извлекать информацию из различных источников, в том числе Интернет,
·   способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.),
·   способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
3.    Создать условия для воспитания у обучающихся:
·        потребности сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры,
·        стремления к речевому самосовершенствованию,
·        интереса к работе со справочными пособиями.

  Оборудование:
·      презентация: «Русской речи государь по прозванию Словарь!»,
·      словари,
·      компьютеры с выходом в Интернет,
·      раздаточный материал

Подготовка к уроку:
·       Предварительно участники Информационного Центра готовят материалы для выступления о лингвистических словарях (дают краткое определение словаря, находят интересные примеры разбора слов)
·       Мероприятие проводится в рамках декады русского языка. Результаты групповой работы оценивает учитель русского языка.

Ход урока:
I. Организационный момент.
Для удобства работы класс делится на группы. Каждой группе выдается подборка словарей для практической части. Раздаточный материал с заданиями.
II. Актуализация знаний.
1.      Слово библиотекаря и беседа с классом:
Название всего, что есть во Вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель А. Франц: «Словарь - это вселенная в алфавитном порядке». Словари помогают нам правильно написать слово, объяснить его значение, узнать из какого языка оно пришло к нам, заменить его сходным по смыслу. Все это могут словари.
Наш библиотечный урок называется: «Русской речи государь по прозванию Словарь!». Он посвящен верным друзьям и незаменимым помощникам человека - словарям. Словари не только помогают правильно писать слова, определять их значение, объяснять происхождение. Они расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы. Словари развивают нашу речь, приобщают к культуре народа. Чем раньше вы заведете крепкую дружбу со словарями, научитесь ими грамотно пользоваться, тем больше и крепче будут ваши знания.
СЛАЙД
- Ребята, кто знает определение что такое словарь?
В словаре С.И. Ожегова читаем: «Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованием или с переводом на другой язык.»
СЛАЙД
Из программы начальной школы вы уже знаете, что на свете существуют множество словарей. Сейчас мы познакомимся со словарями которые помогут лучше овладеть русским языком. Это – лингвистические словари: орфографический, толковый, этимологический, синонимов, антонимов, фразеологический, словообразовательный, иностранных слов, орфоэпический


Чтобы подружиться со словарями, чтобы словари стали настоящими помощниками мы отправимся в путь по страницам разных словарей. А помогут в этом - ваши одноклассники, участники Информационного Центра.

1-я пара участников Информационного Центра:
СЛАЙД
Имея под рукой орфографический словарь, мы никогда не ошибёмсяь в написании самого трудного слова. Этот словарь дает правильное написание и указывает ударение. Если в словах возможно двоякое ударение, то это указывается.
Н: как правильно написать гОлова или гАлАва = гОлОва, гОлову, головАм
СЛАЙД
  Орфоэпический словарь - помогает не только в написании слова, но и учит верному произношению, позволяет установить место ударения в словах.
Н.:  звОнит или звонИт = звонИт, звонИшь;
Н.: бАловать или балoвАть = баловАть, балОванный, балoвАтьcя, балoвcтвО
Орфографический и орфоэпический словари очень похожи. Необходимо запомнить: орфографический словарь используем когда нужно правильно написать, а орфоэпический – когда надо правильно сказать, поставить ударение.

Не зная орфоэпии во всем великолепии,
Не ощутишь волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром, когда одним ударом
Не то, что нужно, ставишь под удар.
Ошибка в ударении граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.                                                                                     СЛАЙД:
   - Ребята! Мы предлагаем вам лингвистическую игру. Используя орфоэпический словарь, нужно продолжить строку, поставив в слове правильное ударение.
Возил не шОфер, а шофЁр,
Не фАрфор, а фарфОр.
Был оглашен не прИговор - судебный приговОр.
Строгал не стОляр, а столЯр,
Не дОску, а доскУ

2.      Слово библиотекаря и беседа с классом:
   Русская пословица гласит: «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь». Необходимо учиться правильному произношению с детства, не откладывая дело на потом. Грамотному человеку ошибка на письме «режет глаз», неправильное произношение – «режет слух».

- Ребята, с помощью какого словаря вы дали правильные ответы в лингвистической игре?
- Правильно, с помощью орфоэпического словаря.

2-я пара участников Информационного Центра:
СЛАЙД:
   Толковым словарь называется потому, что в нем толкуются,  объясняются значения слов, дается перечень близких и противоположных по смыслу слов, приводятся примеры их употребления.
     Откроем толковый словарь Ожегова и посмотрим значение слова - Н: забрить (устар.) При рекрутских наборах до 1874 г. брили наголо  переднюю часть головы, тем кто был годен для службы в армию. Сейчас это означает забрали в армию.
   Толковый словарь нужен не только для справок: открыл, взглянул и снова поставил на полку. Толковый словарь можно читать. Многие писатели говорят, что их любимое чтение – толковый словарь В.И. Даля.
   В истории русской культуры существует несколько знаменитых толковых словарей. В нашей школьной библиотеке есть - «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля в 4-х томах, Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова в 3-х томах «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и несколько изданий толковых словарей для обучающихся.
СЛАЙД:
   С помощью этимологического словаря мы узнаеем о значении и происхождении слова, об истории его развития до наших дней.
Н.:  Око - (глаз) -  Хоть видит око, да зуб неймет. (заимствовано из старославянского);
Н.:  Перст – (палец) -  Погрозил перстом. (заимствовано из старославянского);
Н.:  Уста - (рот, губы) -  Уста сахарные. (заимствовано из старославянского);
Н.: Чело - (часть головы, от темени до бровей) - Бить челом, кланяться, отдать поклон, благодарить. (заимствовано из старославянского)

3 –я пара участников Информационного Центра:
СЛАЙД:

   В словаре синонимов собраны слова близкие по значению. Дано краткое описание значения. Грамматические и стилистические сведения о слове.
Н.: волшебник, чародей, маг, чудотворец, колдун, ведун.
СЛАЙД:
Наш русский язык и велик, и богат
Синонимы это всегда подтвердят,
И разные с виду слова эти все же
Всегда говорят про одно нам и то же.
Сейчас докажешь это сам,
Найди синонимы к словам
   Мы предлагаем вам лингвистическую игру.  С помощью словаря нужно найти синонимы к словам.


Я - синоним осьминога.
А без с - в метле нас много. (Спрут)
Я тоже, что и ураган,
Но только гость восточных стран,
На море я гроза для шхун,
А называюсь я ....(Тайфун).


СЛАЙД:


Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток;
Пока начнется новый акт.
Мы называем всё ...(антракт)
На время что-то прекратив,
Мы объявляем ...(Перерыв)


СЛАЙД:


В борьбе, в труде устали слишком -
Дают уставшим (Передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам (Перемена)

1 –я пара участников Информационного Центра:
СЛАЙД:
   Фразеологический словарь помогает обогатить словарный запас человека образными
выражениями. Он не только объясняет значение выражений, но и показывает, как правильно
их использовать в речи. В словаре не только разъясняется фразеологизм, но и приводится пример из художественного произведения, а иногда и дается пословица.
Н.: язык без костей
Означает: (Что кто-то чрезмерно болтлив, говорит лишнее).
Приведен пример из художественного произведения:
Григорович Д.В. Поселочные дороги. У тебя братец язык без костей, ты чего не выдумаешь.
Приведена пословица: Язык без кости, что хочешь плети.

Словарь раскрой скорее, тут
Слова крылатые живут
С пословицами рядом.
А нам с тобою надо
Концы пословиц отыскать.
Словарь нам будет помогать:
Пословицы все собери,
А что забудешь, подсмотри.

   Ребята! Мы предлагаем вам лингвистическую игру. Из двух частей нужно собрать пословицу или поговорку:

 (раздаточный материал: Практическая работа № 1. Вариант № 1. Пословицы и поговорки о труде)
                     Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
                     Труд - дело чести, будь в труде на первом месте.
                     Птицу узнают в полёте, человека - в работе.
                     Человека узнают не по речам, а по делам.
                     Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

(раздаточный материал: Практическая работа № 1. Вариант № 2. Пословицы и поговорки о Родине)
                     Где кто родится, там и пригодится.
                     Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
                     На чужой стороне – Родина милей вдвойне
                     Родина краше солнца, дороже золота.
                     Родная сторона – мать, чужая - мачеха

 (раздаточный материал: Практическая работа № 1. Вариант № 3. Пословицы и поговорки о человеке)
                     Людское сердце не лукошко – не прорежешь в нем окошко.
                     Мал родился, а вырос - пригодился.
                     Не стоит гроша Пахом, а смотрит пятаком.
                     Не хитер парень, да удачлив, неказист, да талантлив.
                     Поет – что соловушка, да пуста головушка.

(раздаточный материал: Практическая работа № 1. Вариант № 4. Пословицы и поговорки о человеческой глупости)
                     Разумный и в пустыне дорогу найдет, а глупый и на дороге заблудится.
                     Борода росла – разума не принесла.
                     Глупо говорить – людей смешить.
                     Глупому сыну и отец ума не пришьет.
                     Осла знать по ушам, медведя по когтям, а дурака по речам.

СЛАЙД:
   Словообразовательный словарь помогает разобраться в том, как образуются слова в современном русском языке.
Н.: голуб/о/глаз/ый (прил.) голубые глаза (сложение; утрата удар. первого слога)
Н.: зар/плата (сущ.) заработанная плата (сложение сокращ. Основы с целым словом)

2-я пара участников Информационного Центра:
СЛАЙД:
Есть под властью словаря много слов иноплемённых,
Из далека завезенных через горы и моря.
   Словарь иностранных слов помогает узнать, из каких языков пришли в русский язык слова-чужестранцы и их значение.
Н.: гравюра (франц.) картина или рисунок полученный путем оттиска на металле, дереве и др.
СЛАЙД:
 СЛАЙД:
   Словарь омонимов помогает узнать значение слов разных по значению, но одинаковых по звучанию и написанию.
Н:  Замок – I. Дворец и крепость феодала. II. Устройство для запирания чего-либо ключом.
Н.: КлючI. 1. Металлическое приспособление для запирания и отпирания замка. 2. Ручной инструмент, приспособление для укрепления или отвинчивания чего-л., для приведения в действие механизмов различного рода. 3. Условная система обозначения букв, цифр и т.п., на которой основан способ прочтения какого-л. шифрованного текста. 4. Знак в начале нотной строки, условно указывающий ноту, по высоте которой устанавливается высотное положение других нот.
II. Бьющий из земли источник, родник.

3-я пара участников Информационного Центра:
СЛАЙД:
Тем этот словарь интересен, что тут
Слова несогласно друг с другом живут
И спорят они постоянно, задорно,
Стоят на своем до конца и упорно.
Противоположны у слов здесь значенья,
Ведь это же главное их назначенье.
    В словаре антонимов представлены слова с противоположным лексическим значением. Они служат отражением, которые существуют в природе и в жизни. Этот словарь помогает овладеть выразительными средствами русского языка.
Н.: веселиться – печалиться (испытывать чувство:  радости - огорчения).
У некоторых слов два и более значения. Н: добрый – злой (Добрый - относящийся к людям с расположением. Злой, плохой, дурной – относящийся к людям с враждебностью)
Приводятся примеры из художественных произведений:
Есть только злые и добрые, а больше никаких нет, и ты меня обманываешь. М. Горький.
Приводятся пословицы:
Злой не верит, что есть добрый.
СЛАЙД:
   Ребята! Мы предлагаем вам лингвистическую игру. С помощью словаря в загадках-складках нужно подобрать антонимы.


Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада
А зовут меня ...(Прохлада)
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ...(Зима)


СЛАЙД:   


Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я ...(Конец).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и школе я нужна,
Называюсь ...(Тишина).


СЛАЙД:   


Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех-
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это ...(Плач)

3.      Слово библиотекаря и беседа с классом:
                             Как будто целый мир тебе знаком,
                               Когда владеешь русским языком…
                                        Вот почему всем близок чистый, ясный,
                               Народа русского язык прекрасный.
                                                                                                      И. Гришашвили
  - Ребята, мы живем в век информационных технологий, сегодня нет ничего невозможного. У многих из вас есть электронные книги, персональные компьютеры, смартфоны, телефоны, планшеты с беспроводным Интернетом.
СЛАЙД:
   Сегодня не обязательно носить с собой словари - достаточно выйти в Интернет. Давайте посмотрим как выглядят интернет-словари и как с ними работать.
1.     После выхода в Интернет наберите в поисковике: «словари русского языка онлайн» или «словарь Н. омонимов онлайн», а затем выберете нужный вам словарь.
2.     Слова в Интернет-словаре расположены в порядке алфавита. Алфавит может располагаться как вверху страницы словаря, так и снизу.
3.     Для более быстрого поиска в поисковик Интернет-словаря вбивается нужное слово.
4.     В словарях, где нет поисковика поиск ведется по алфавиту. Найдите нужную букву в алфавите словаря. Для ускорения процесса поиска в последующей строке наберите вторую букву нужного вам слова. Если слова на этот слог не уместились на одной странице, то страницу можно перелистнуть с помощью поисковика, который расположен  внизу страницы.
5.     Если позволяет оперативная память гаджета - словарь можно скачать, для удобства поместив на рабочем столе компьютера.
   Совсем не важно с каким словарем мы будем работать с бумажным или электронным – важен результат.

1. Слово учителя:  
СЛАЙД:
   Ребята, перед вами листы с заданием к практической работе. Практическая работа будет оценена.
Вы должны:
  1. Правильно выполнить задание
  2. Назвать словарь, с помощью которого выполняли задание
  3. Сделавшие 13 задание «Вопрос на пятерку», получат дополнительную отметку.
   В своей работе вы можете использовать как обычные словари, так и электронные. На выполнение задания дается 6 -7 минут.

(раздаточный материал: Практическая работа № 2. Вариант № 1)
  1. Откуда пришло в русский язык слово «Веранда»?
2.      Разберите по составу слово: «Выступление» .
3.      Дайте объяснение происхождению слову: «Гороскоп».
4.      Как образовалось слово: «Второгодник»?
5.      Поставьте правильно ударение в слове: «дОсЫта».
6.      Объясните значение выражения «Клевать носом».
7.      Подберите к слову: «Бодрый»; противоположные по значению слова.
8.      Как правильно написать слово: «кАлодец» или «кОлодец»?
9.      Сколько значений имеет слово - «Кисть» в словаре С.И. Ожегова?
10.  Найдите синонимы к слову «Лицо».
11.  Используя словарь антонимов найдите русские народные пословицы: «Про печаль и веселье».
12.  Объясни значение слова: «каток» используя словарь омонимов.
13.  Вопрос на пятерку: Назови известные фразеологические выражения со словом: «Голова».
(Ответ к Вопросу на пятерку)
Голова – ветер в голове; голова варит; голова два уха; голова кругом пошла; есть голова на
плечах; давать голову на отсечение; забить голову чем попало; вскружить голову; морочить голову; вешать  (опускать) голову; сломя голову; снять голову с плеч.

(раздаточный материал: Практическая работа № 2. Вариант № 2)
  1. Откуда пришло в русский язык слово «Макулатура»?
2.      Разберите по составу слово: «Паровоз».
3.      Дайте объяснение происхождению слова: «Эквилибристика».
4.      Как образовалось слово: «Двусторонний»?
5.      Поставьте правильно ударение в слове: «дрАзнИть».
6.      Объясните значение выражения  «Галопом по европам».
7.      Подберите к слову «Чужой» противоположные по значению слова.
8.      Как правильно написать слово «кОмета» или «кАмета»?
9.      Сколько значений имеет слово «Подорожник» в словаре С.И. Ожегова?
10.  Найдите синонимы к слову «Ссора».
11.  Используя словарь антонимов найдите русские народные пословицы: «Про смелых и трусливых».
12.  Объясни значение слова:  «лук» используя словарь омонимов.
13.  Вопрос на пятерку: Назови известные фразеологические выражения со словом: «Рука».                         
(Ответ к Вопросу на пятерку)
Рука – держать себя в руках; запускать руку в чужой карман; из рук в руки; из рук вон плохо; кому-то карты в руки; марать руки об кого-то; мастер на все руки; на скорую руку; не покладая рук; не чист на руку; опустились руки у кого-то; развязать руки; с легкой руки; своя рука владыка; умыть руки; ходить по рукам.

(раздаточный материал: Практическая работа № 2. Вариант № 3)
  1. Откуда пришло в русский язык слово «Дельта»?
2.      Разберите по составу слово: «Двухкопеечный».
3.      Дайте объяснение происхождению слова «Зефир».
4.      Как образовалось слово «ВВС»?
5.      Поставьте правильно ударение в слове  «невысОкО».
6.      Объясните значение выражения  «Как с гуся вода».
7.      Подберите к слову «Талант» противоположные по значению слова.
8.      Как правильно написать слово «накОвальня» или «накАвальня»?
9.      Сколько значений имеют слова - «Паж»  в словаре С.И. Ожегова?
10.  Найдите синонимы к слову «Юноша».
11.  Используя словарь антонимов найдите русские народные пословицы: «Про смех и слезы».
12.  Объясни значение слова:  «Язык» используя словарь омонимов.
13.  Вопрос на пятерку: Назовите известные фразеологические выражения со словом  «Сердце».  
(Ответ к Вопросу на пятерку)
Сердце – сердце не лежит; нож в сердце; с легким сердцем; сердце не на месте; сердце кровью обливается; сердце мохом обросло; сердце (падает) обрывается; сердце радуется; скрепя сердце.
                      
(раздаточный материал: Практическая работа № 2. Вариант № 4)
  1. Откуда пришло в русский язык слово «Муляж»?
2.      Разберите по составу слово: «Остолбенеть».
3.      Дайте объяснение происхождению слова: «Никотин».
4.      Как образовалось слово: «Основоположник»?
5.      Поставьте правильно ударение в слове «освЕдомИться».
6.      Объясните значение выражения «Мокрая курица».
7.      Подберите к слову«Добрый» противоположные по значению слова.
8.      Как правильно написать слово  «плОтина» или «плАтина»?
9.      Сколько значений имеет слово «Кошка» в словаре С.И. Ожегова?
10.  Найдите синонимы к слову «Лгать».
11.  Используя словарь антонимов найдите русские народные пословицы: «Про голодных и сытых».
12.  Объясни значение слова «Узел» используя словарь омонимов.
13.  Вопрос на пятерку: Назовите известные фразеологические выражения со словом «Язык».   
(Ответ к Вопросу на пятерку)
Язык – вертится на языке; высунув язык; держать язык за зубами; длинный язык; прикусить язык; мозолить язык; тянуть за язык; не сходит с языка; найти общий язык; развязать язык; чесать языки; язык сломаешь; язык чешется; язык заплетается; язык проглотил; язык не поворачивается; язык отнялся; язык подвешен.
   
    Участники Информационного Центра читают отрывок стихотворения поэта Якова Козловского:
СЛАЙД:


Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
Уважаем государь
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как к другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь!

   III. Рефлексия.
   Большое спасибо ребятам, участникам Информационного центра за проделанную работу.



- Ребята! Наш урок подходит к концу.
- Что вы узнали нового?
- Чему научились?
- Чем был полезен урок?

   IV. Итоги урока.
   Несметные богатства содержатся в словарях, и надеюсь, что отныне словари будут вашими настольными книгами. Обращайтесь к словарям постоянно и они, непременно, помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить.





Список использованной литературы:
  1. Андреева, М.С.
О словах разнообразных, одинаковых и разных: путешествие по стране Лингва – КВН.// Школьная библиотека. - №2, 2004.- с. 40-45
2.      Афонина, Г.Н.
Школьный толково-этимологический словарь.- М.: Айрис-пресс, 2007
  1. Баранов, М.Т.
Школьный словарь образования слов русского языка.- М.: Просвещение, 2005
  1. Баранов, М.Т.
Школьный орфографический словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2006
  1. Бесхлебникова, В.
Библиотечная мозаика: урок-игра // Школьная библиотека. - №3, 2001. – с. 36-37
  1. Горбачевич, К.С.
Краткий словарь синонимов русского языка..- М.: ООО  «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003
  1. Жуков, В.П.
Школьный фразеологический словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2006
  1. Козловский А. А. 
Веселые приключения не только для развлечения / А. А. Козловский. - М.: Дет. лит., 1979
  1. Короткова, Т.В.
«Узревший душу языка» (О С.И. Ожегове)// Школьная библиотека. - № 1, 2009. – с. 71-74
  1. Лекант, П.А.
Школьный орфоэпический словарь.- М.: Просвещение, 2007
  1. Львов, М.Р.
Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся 5-9 классов.- М.: Просвещение, 2006
  1. Макарова, А.
Человек, влюбленный в свое дело// Школьная библиотека. - №3, 2000. – с. 29-32
  1. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю.
Толковый словарь русского языка: 80000 слови фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1998
  1. Семенюк, А.А.
Школьный толковый словарь русского языка: пособие для учащихся 5-11 кл. - М.: Просвещение, 2007
  1. Сергеев, В. Н. 
Словари - наши друзья и помощники / В. Н. Сергеев. - М.: Просвещение, 1984
  1. Словари // Веселые уроки. - 2006.  -№4. - с.10-11.
Школьный словарь иностранных слов/ (В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая и    др.); под ред. В.В. Иванова. - 8-е изд.- М.: Просвещение, 2006
  1. В презентации использованы картинки из Интернета: http://www.google.ru; http://www.yandex.ru



1 комментарий:

  1. Марина Владимировна! Материал лучше размещать на Google диске. А на страницах писать название и делать ссылку. Я бросила инструкцию в блоге. Загляните. Думаю на будущее пригодится. Если не понятно что-то, напишите, что конкретно. Я сделаю подробную инструкцию.

    ОтветитьУдалить